Размер шрифта:
Увеличить  Уменьшить
Цвет сайта:
Чёрный
Изображения:
Выключить
Звук:
Включить
Настройки:
Сбросить

Учебный год близок к завершению...

    Был он, впрочем, как и все предыдущие, не лёгким: сказывалась пандемия и всё с ней связанное, в конце февраля началась спецоперация на Украине, что также не могло не сказаться на учебном процессе… Тем не менее, учебный год, что называется, состоялся и благополучно заканчивается. Редакция обратилась к директорам учебных заведений города с просьбой прокомментировать особенности пока ещё текущего учебного года — как лицей и школы справились со всеми трудностями, что привнесла — и привнесла ли? — спецоперация на Украине неожиданного в школьные программы…

    Алла Альбертовна РУДКОВСКАЯ:Алла РУДКОВСКАЯ:
    У нас нет никаких опасений по поводу окончания учебного года

    — Думаю, что основной фактор, повлиявший на нашу деятельность в этом учебном году, это пандемия. Перед нами стояла главная задача: сделать всё, чтобы сложившиеся условия не повлияли на качество образования детей. Необходимо было организационно полностью перестроиться. Была отменена кабинетная система, с целью минимизации контактов каждый класс теперь учится в отдельном кабинете, по графику посещает столовую. Но изучение многих профильных предметов, например, физики, химии, географии, требует особых условий кабинета. Организовать это было непросто, но мы это сделали, сделали так хорошо, что этого никто, кто не в теме, и не заметил. Все программы были выполнены, лабораторные работы проведены…
    Систематически проводилась работа по дезинфекции, обработка дверей, ручек, перил и так далее. Это огромная незаметная работа, которая требует дополнительного финансирования. Хочется обратить внимание на роль технических сотрудников, которые выполняют такую важную работу и так редко слышат «спасибо».

    — Можно ли говорить уже сегодня хотя бы о предварительных итогах учебного года?
    — У нас нет опасений по поводу окончания учебного года. Все идет по плану. Мы, несмотря на внеплановые каникулы и дистанционное обучение, выполняем образовательные программы и готовимся к итоговой аттестации, проводим пробные экзамены, дни «погружения» в предметы и все, что требуется для успешного завершения учебного года.

    — Новые учителя в лицей пришли?
    — Да, все, как обычно, есть и молодые специалисты.

    — Новые предметы в программе появились?
    —  А что, новые предметы — залог качественного образования?
    Перечень предметов, которые сегодня изучаются в школе, позволяет передавать всю необходимую информацию. Менять нужно не набор предметов, а методики, технологии преподавания. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, а если нужно, то и индивидуальный учебный план. Мы стараемся это делать. В нашей средней школе только два класса, 10 и 11, но внутри одного класса мы реализуем обучение по трём профилям : физико-математическому, естественно-научному и социально- экономическому. А это значит, что важные для себя предметы дети изучают в небольших группах по 6-8 человек. А для особенных детей у нас есть адаптированные образовательные программы.
    И все же самый главный результат работы школы — это воспитание хорошего человека и гражданина. Какой смысл в хорошем образовании, если ты как человек не состоялся? Основы личности закладываются в школе. Человеку, где бы он ни был, никогда не должно быть стыдно за своё поведение, никогда! Это моё человеческое кредо.

    — Лицей славится золотыми медалистами. В этом году они у вас будут?
    — Обязательно! Чтобы получить медаль, нужно учиться отлично в 10 и 11 классе и сдать Единый Государственный Экзамен по русскому языку и математике минимум на 70 баллов. Обычно медалисты — это дети, которые учатся прилежно с первого класса, всю свою школьную жизнь. Поэтому школа знает тех, кто получит медаль не только в этом году, но и через год и два. Чудес не бывает, медаль- это награда за систематический многолетний труд. Но медаль — это труд не только ребенка, но и педагогического коллектива. Ведь именно учитель должен заметить интерес ребенка к учебе, а потом пройти с ним вместе этот длинный путь к успеху. И от учителей требуется индивидуальный подход к этим детям и психологическая поддержка, потому что медалист — это чаще всего ребёнок с глубоким внутренним миром. 

    — Как известно, 24 февраля началась спецоперация на Украине. В лицее были какие-то мероприятия-лекции, классные часы, связанные с этой ситуацией? Детям о ней рассказывали?
    — Да, конечно, потому что произошло событие, которое ни одного человека в нашей стране не может оставить равнодушным. Учителя истории провели уроки, посвященные духовному единству славянских народов, общей многовековой истории. Истории воссоединения Крыма с Россией.
    К сожалению, программа построена так, что историю России XX века изучают только в старших классах — 10-м и 11-м. Но в старшей школе учатся не все дети, многие идут в техникумы или колледжи после 9 класса. А ведь там главное для них — профессиональные навыки и всё, что касается их будущей профессии. Естественно, большого внимания такому предмету, как история, не уделяется. А потом мы удивляемся, что молодые люди не могут сказать, кто такой Суворов или Жуков. Поэтому уверена, что историю России ХХ века надо изучать в школе, может быть, начиная с младших классов.
    Я вообще считаю, что с детьми мы должны обсуждать всё, что происходит вокруг нас. Но для этого надо окончательно договориться, что учитель в обществе — это не обслуживающий персонал, а школа — это не только исполнитель муниципального задания по оказанию образовательной услуги... 
    Ребенку говорить о прошлом, настоящем и будущем страны должен человек, которому ребенок доверяет, которого уважает, который является для него авторитетом.

    — Алла Альбертовна, не могу не задать вопрос о строительстве пристройки к зданию лицея, которая позволит перевести учебный процесс в младшей школе в односменный режим. Или дальше разговоров дело не идёт?
    — Мне кажется, даже разговоров стало меньше. Всё, что зависело от нас, мы сделали: доказали необходимость пристройки, подготовили документы, технико-экономическое обоснование. В 2019 году был сделан проект — он готов, за него заплачены немалые деньги — больше 10 млн рублей. Есть договор о присоединении к сетям. В общем, всё, что необходимо, — сделано. Вопрос — в финансировании. Такие объекты, как правило, финансируются редко из федерального, чаще из регионального и местного бюджетов. Последняя информация, которую я получила из официальных источников, что в 2023 году пристройку начнут строить.
    Пристройка жизненно необходима лицею! Достаточно сказать, что начальная школа работает у нас в две смены. Пристройка — это не только отдельное здание для начальной школы, но и актовый на 600 мест, второй спортивный зал и специализированные кабинеты изобразительного искусства, технологии и так далее. Эта пристройка должна обеспечить необходимые условия для обучения в соответствии с современными требованиями. 

     

    Ирина Владимировна НосоваИрина НОСОВА:
    Говорим о добре, взаимопомощи, поддержке

    — Этот учебный год, как и предыдущий, был непростым из-за новых условий работы. Количество мероприятий сократилось, посещения школы родителями ограничили, дети на протяжении учебного дня должны были оставаться в одном кабинете, а учителя — «путешествовать» по этажам с учебниками и тетрадями. Это изменило привычный ход вещей, но мы справились. Сейчас ограничения сняты, и многое вернулось на круги своя. 

    — Много ли было заболевших?
    — Нет, я считаю, мы достойно выдержали испытания пандемией. Соблюдали все необходимые требования: старались ограничить контакты между классами, сократили количество мероприятий в очном формате, проводили регулярную дезинфекцию помещений, в школе были установлены санитайзеры и рекуператоры воздуха.
    В феврале, в период активного распространения простудных заболеваний, несколько классов были переведены на дистанционный формат обучения. Но это была временная и не массовая мера. Всё-таки чем меньше ребёнок находится на «дистанционке», тем лучше. Новое поколение и так много времени проводит перед экранами смартфонов и компьютеров.

    — Учебный год практически на финишной прямой. Несмотря на сложности периода, всё запланированное — программа, лабораторные и практические работы — выполнено?
    — Пандемия не оказала негативного влияния на освоение учебных программ. Наоборот, она подтолкнула к более быстрому освоению новых технологий и форматов. Например, лабораторные работы по химии проводились виртуально: из пробирки в пробирку химические вещества уже не переливают.

    — Общая успеваемость в школе в текущем учебном году улучшилась или ухудшилась?
    — Каких-то резких колебаний нет. Всегда были как высокомотивированные дети, увлеченные учебой и нацеленные на результат, так и те, кто не хочет учиться и испытывает определенные трудности. Обе категории сохраняют показатели успеваемости независимо от обстоятельств.

    — Медалистов в этом учебном году школа планирует?
    — Нет, думаю, в 11-м классе медалистов не будет. Возможно, будут в 2023 году... Время покажет.
    В прошлом году у нас была одна медалистка Екатерина Манжинская — очень активная девочка, лидер, который может вести за собой других, была мэром школы. Катя стала стипендиатом губернатора Ленинградской области. Несмотря на то, что она уже выпустилась, продолжает принимать активное участие в жизни школы и заниматься с другими ребятами.

    — А кто лучше учится — мальчишки или девчонки?
    — Нельзя сказать однозначно. Девочки более прилежные, пунктуальные — им лучше дается выполнение письменных работ, которых сегодня немало. Мальчишки принимают активное участие в устных обсуждениях, но писать, оформлять свои работы не любят — к сожалению, это сказывается на оценках.

    — В вашей школе, Ирина Владимировна, после окончания 9-го класса многие идут в старшую школу?
    — Процент небольшой. Мы очень сильно загружены...

    — А сколько в школе учащихся?
    — Больше 1200. В следующем году это число, очевидно, увеличится.

    — Помещений хватает?
    — Не всегда. У нас есть вторая смена — часть учащихся приходит в школу не с утра. Также мы вынуждены ограничивать занятия в кружках, секциях, потому что помещений не хватает.

    — Так что со старшей школой? Процентов 50-40 девятиклассников идут в 10-й класс? 
    — Нет, что вы! Из четырёх 9-х классов набираем только один десятый. Рекомендуем другие школы: например, для детей, выбирающих химико -биологический профиль, — Лицей г. Отрадное; для тех, кто ещё не определился, школу №3 с универсальным профилем обучения. У нас в основном остаются дети, которые выбирают либо технологическое направление — физика информатика и математика, либо те, кто выбирает гуманитарный цикл — обществознание, история, русский язык, литература.

    — А за такой низкий процент перехода в старшую школу не ругают?
    — Бывает! Но прежде всего мы действуем в интересах ребёнка. Если есть интерес к изучению конкретной специальности, мы рекомендуем идти в колледжи. У нас в районе их немало! Мне, например, нравится политехнический колледж в Кировске: база у них очень хорошая, здесь большой спектр специальностей, которые востребованы на нынешнем рынке труда. 
    К слову, мы возим туда наших детей — теперь у нас есть свой автобус, так что можем себе позволить ознакомительные поездки. В следующем году планируем сотрудничество с Центром информационных технологий, где нам предлагают различные кypcы — 3D-моделирование, программирование и т.п., чтобы дети могли определиться.

    — Что появилось нового в школьных программах в этом учебном году?
    — Мы готовимся к переходу на новые образовательные стандарты. Не всегда, наверное, понятно, чем отличаются одни от других — какие-то нюансы, но если нет резких переходов и их не замечают дети, родители, педагоги, думаю, это хорошо.
    Большое внимание мы уделяем внеклассной работе — программа воспитания постоянно меняется и дорабатывается. Создано «Российское движение школьников» — есть свои группы, отряды и во втором, и в седьмом классе, они организуют дополнительную работу для детей, проводят тематические мероприятия. А отряд Юнармии «Звезда» участвует в различных патриотических мероприятиях, проводит встречи с ветеранами.
    В рамках «РДШ» реализуется проект «Классные встречи»: приглашаем людей интересных судеб в школу, во время беседы ребята задают им вопросы, причем они сами их готовят, предлагают людей, с которыми хотели бы встретиться и познакомиться.
    У нас также есть дружина юных пожарных — активно сотрудничаем с заводом «Пелла» и с нашей городской пожарной службой, и в Кировском районе.
    В рамках школьного спортивного клуба мы участвуем в различных соревнованиях.

    — Ирина Владимировна, мы говорим о детях, а как школа взаимодействует с родителями?
    — Без коммуникации с родителями не обходится конечно! Наша основная задача — воспитание и обучение детей. И родители, на мой взгляд, одно из звеньев этой цепочки. Воздействуя на ребёнка с двух сторон — школа и родители, мы можем получить наилучший результат.

    — Родительский комитет в школе есть? Или это уже анахронизм?
    — Общешкольного комитета у нас нет, мы обходимся, как правило, родительскими комитетами классов, которые, по мере необходимости, оказывают помощь классным руководителям. Когда надо решить какой-то вопрос по школе в целом, мы собираем совет представителей классных родительских комитетов.
    В школе создан управляющий родительский совет. Мы даже участвовали в конкурсе управляющих советов: пели песни, читали стихи. Заняли четвёртое место! Магдан Гаджиевич Таймасханов участвовал как представитель управляющего совета. 

    — Продолжается спецоперация на Украине. На школьной жизни она как-то сказывается?
    — Есть общие рекомендации, программы и планы работы с детьми в Ленобласти и Кировском районе, которых мы придерживаемся. Но в целом мы не заостряем внимание учащихся на политических событиях. Говорим о добре, взаимопомощи, поддержке. В школе учатся дети разных национальностей. Мы, педагоги, постоянно подчёркиваем: у нас в школе нет разделения по национальному признаку.
    Замечу, что ребята в частном порядке всё-таки обращаются с вопросами о том, что происходит в мире: что-то в Интернете прочитали, между собой обсудили... Стараемся отвечать и развивать у детей критическое мышление.

    — Заканчивающийся учебный год принёс в школу кадровые изменения?
    — Больших изменений не произошло. В 2021 году к нам пришли два молодых специалиста: учительница начальных классов Юлия Игоревна Абдулаева, выпускница нашей школы, и педагог-психолог Евгения Игоревна Коновалова. Также к педагогическому составу присоединилось несколько новых учителей с опытом. Наши ветераны держатся, хотя порой говорят, мол, пора уходить, но мы уговариваем остаться — замены-то им нет. Ожидаем приход молодого специалиста в следующем учебном году в начальные классы. Нам очень нужны учителя математики, физики, но, к сожалению, молодежь не спешит на смену.

     

    Оксана ЗАГОРОДНЯЯ:
    В школе прошли Уроки мира и «Русской весны»

    Среди хорошо известных директоров лицея и школ города Отрадного появился новый человек — директор Отрадненской средней школы №3 Оксана Александровна ЗАГОРОДНЯЯ. В этой школе она работает уже 10 лет, а 8 июня 2021 года, после ухода на заслуженный отдых И.В. Валышковой, она назначена и.о. директора. 4 апреля 2022 года в школе прошёл конкурс на замещение должности директора, в котором приняли участие три человека. По результатам конкурса Оксана Александровна Загородняя была назначена директором Отрадненской средней школы №3.
    О.А. Загородняя закончила Коми Государственный педагогический институт. По диплому Оксана Александровна учитель математики и физики, в школе преподаёт математику в 9-х и 10-х классах.
    Наша беседа с новым директором в рамках цикла встреч с директорами лицея и школы №2 началась с моего вопроса о том, как школа заканчивает текущий учебный год, насколько он был трудным, что нового появилось в учебном процессе.

    — Конечно, пандемия не прошла бесследно. В её пиковый период школа была закрыта. В настоящее время острота ситуации снижается, и мы возвращаемся к прежнему режиму работы. Уже в этом году в школе проводились мероприятия, на которые мы могли пригласить родителей — на соревнования, например, по пионерболу, в которых участвовали и они, и команды учеников и учителей. В общем, двери школы вновь открыты для родителей.
    Кабинетной системы мы придерживались. Учеников разделили на два потока: 5–11 классы начинали учиться с 8-ми часов, а начальная школа — с 9-ти. Такая организация учебного дня позволила соблюсти санитарно-эпидемиологические нормы. Да, были определенные трудности, но сейчас мы начинаем входить в обычный режим работы.
     

    — Сколько в школе учащихся?
    — 514 и 32 учителя. С каждым годом учащихся становится всё больше. Нельзя забывать при этом, что у нас есть ещё дошкольное отделение, в котором число детей тоже увеличивается: если в прошлом году было 46 воспитанников, то сегодня уже 50. Дошкольное отделение — это детский сад, в котором две группы — для детей 3 — 5 лет и 5 — 7 лет. Большинство воспитанников второй группы — наши потенциальные первоклассники.
     

    — Новые учителя пришли в школу?
    — Да, наш коллектив пополнился двумя молодыми специалистами — учителями начальных классов. 
     

    — Новые учителя — это отрадненские выпускники?
    — В начальной школе — это выпускники ЛГУ и из других регионов, а совсем недавно, полмесяца назад, к нам пришёл наш выпускник. Он помогает детям, гражданам сопредельных с Россией государств, осваивать русский язык. В этом году мы стали проводить для них дополнительные занятия, ведь мы должны их выпускать из школы с хорошим знанием русского языка. Замечу, что число обучающихся, не имеющих российского гражданства, растет: если в прошлом году их было 20, то на данный момент уже больше 40.
     

    — Оксана Александровна, в школе существует проблема перехода выпускников 9-го класса в 10-й?
    — В 10-й класс идут ребята, которые мотивированы на получение качественного среднего образования. 10-й класс, как правило, небольшой. В прошлом году у нас было два 9-х класса, мы набрали один 10-й. Надеюсь, ребята уверенно перейдут в 11-й класс и успешно окончат школу.
     

    — А про медалистов школа не забывает?
    — Медалисты у нас далеко не каждый год, для нашей школы они редки. В этом году вряд ли, а в следующем, надеюсь, один, но будет.
     

    — Оксана Александровна, почему за вашей школой закрепился профиль «универсальный»?
    — Потому что, к сожалению, есть подростки, которые, обучаясь в старшем звене, не всегда понимают, чем бы они хотели заняться после окончания школы. Для таких детей универсальный профиль наиболее оптимален. Вместе с тем, учитывая, что старшеклассников у нас немного, мы организуем уроки с учетом пожеланий тех детей, которые определили для себя дальнейшее направление обучения. Класс делится на небольшие группы: «физики» идут на физику, «химики» — на химию... На этих уроках они получают дополнительные знания по предмету. Универсальный профиль даёт возможность поступить именно в тот вуз, который выпускник выбирает.
     

    — Не могу не задать вопрос об острой теме — спецоперация на Украине. Как-то на школьную программу она повлияла?
    — В рамках учебного процесса учителем обществознания были проведены Уроки мира, «Русской весны» — по ситуации в Крыму 2014 года, чтобы снизить напряжение, потому что дети смотрят новости по телевизору, слышат разговоры взрослых... Не каждый родитель может дать вразумительный ответ ребёнку по поводу происходящего, так что учитель разъясняет, что происходит, отвечает на вопросы.
     

    Беседовал Георгий ГРАДОВ

    Новое на сайте

    О нас

    Фотогалерея

    showshowshowshowshowshowshowshowshowshowshowshow