Отца Георгия (в миру Юрия Васильевича Якимова) хорошо знают в Отрадном. Он вместе с ныне почившим отцом Василием (Стойковым) служил в храме Иоанна Милостивого, сейчас — настоятель нового храма великомученика и целителя Пантелеимона, что находится на 13-й линии в частном секторе города. Отец Георгий — участник мемориальных мероприятий на «нижнем» и «верхнем» памятниках Великой Отечественной войны — святых для жителей Отрадного местах. К нему идут за советом, за словом утешения и поддержки. Высокий, благообразного вида, ровный, без резких перепадов голоса, с убедительной речью, он сразу привлекает к себе внимание, ему начинаешь доверять.
Думаю, очень немногие даже из постоянных прихожан знают биографические подробности жизни отца Георгия, его путь к вере и к служению Богу. Недавно мы встретились с отцом Георгием. Хотя я — человек неверующий, он привёз меня к себе на место службы, показал всю территорию прихода, убранство часовни Тихвинской иконы Божией Матери, временного храма святого Пантелеимона и строящийся основной храм, зал воскресной школы, где отец Георгий ведёт беседы с молодёжью и проходят праздничные трапезы. Всё чисто, ухожено, как сказали бы верующие, благообразно.
Отец Георгий согласился на беседу, мы обозначили темы разговора. Конечно, он рассказал и о себе, о своём пути к служению Богу…
Тернистый путь к служению Богу
— Возможно, многие прихожане не знают, где я родился, как складывалась моя жизнь. А родился я далеко от этих мест — в Норильске, это север Красноярского края (недалеко от Дудинки), в 1984 году. Через два года после моего рождения семья переехала в город Талнах, что неподалеку (папа у меня шахтёр). В этом городе я и школу заканчивал.
Так сложилась судьба, что дальнейшим местом моей жизни и учёбы стал Санкт-Петербург, это был 2001 год. Я выбрал для получения образования Балтийский государственный технический университет — «Военмех», факультет «Лазерная техника и технологии». В 2007 году вуз окончил. Работал на разных предприятиях, в том числе и на Ижорских заводах. Были поиски своего места в жизни, в результате пришёл в конструкторское бюро морской техники «Рубин» на должность инженера-конструктора. И если бы не мои внутренние мировоззренческие изменения в тот период, наверное, так и остался бы в «Рубине» — меня там всё устраивало.
Ещё в 2004 году я стал воцерковляться. Задавался вопросами о смысле жизни, о том, почему мы сталкиваемся с жизненными подвохами, с предательством, где находится счастье, которое воспевают в стихах… Ответ на эти и другие мои внутренние поиски получил при прикосновении к церкви.
Я попал в храм, где была молодёжь, были встречи со священнослужителем, разбирали Священное Писание, можно было задавать глубинные вопросы. Вот так Господь резко столкнул меня с духовной жизнью православия. Я стал обретать внутреннюю опору. Стал находить основательные ответы на все внутренние запросы. Эталонным примером пастырства для меня стал тогда первый священник, и до сих пор он остается таковым, хотя и почил уже в 2007 году, — это известный в Санкт-Петербурге и далеко за его пределами протоиерей Василий (Ермаков).
Что касается веры в Бога, меня не надо было этому учить — я с детства верил, что Он есть. Когда меня крестили, учили креститься. Всё остальное узнавал в процессе освоения глубин православия. В каких-то ситуациях стал замечать, что поступаю не так — у меня появились ориентиры в виде заповедей. Для меня открылся путь покаяния. Это был трудный путь. Сомнения появлялись, искушения тоже были, но милостивый Господь направлял…
В 2006 году появился новый для меня опыт — при храме в Колпино организовали детские лагеря, и я попробовал себя в роли вожатого. Мое служение получило признание у родителей и детей. С тех пор часть своего времени уделял лагерю. Это была хорошая практика общения. Лагерь познакомил меня и с будущей женой, которая поддерживала во всех начинаниях.
Хотелось давать детям больше целостного, интеллектуального, духовного, информативного. В полной мере мне это не удавалось — духовного образования не хватало, и я записался на курсы в Александро-Невской лавре для педагогов воскресных школ… Постепенно, знакомясь с глубиной православия, начала зреть мысль о служении Богу… священником. Но этого я не мог представить себе! Я даже страшился этой мысли! Священник во Мгинском храме отец Дмитрий (Ничипорук), с которым я познакомился благодаря курсам, как-то сказал мне, мол, не терзайся, поступай в семинарию. И я, будучи штатным инженером «Рубина», решился-таки сдавать вступительные экзамены в семинарию. Советовали учиться очно, но мне не хотелось: отучился в вузе своё и хватит. Хотя я понимал, что заочно будет трудно получать весь объём духовных знаний. И я решился. Так я стал студентом семинарии.
Священный сан диакона получил в 2012 году на праздник Покрова. А под Вознесение Господне в 2013 году стал священником. Все это время служил во Мге в храме святителя Николая. Через полгода епископ Тихвинский Мстислав отправил меня в командировку в храм Иоанна Милостивого в Отрадное. На тот момент в храме служил действующий преподаватель духовной школы, профессор Духовной академии отец Василий (Стойков). Конец года, был ряд больших богослужений, Отцу Василию нужна была помощь. Так первый раз я послужил в Отрадном. Прикоснуться к служению такого опытного священнослужителя было открытием. И прихожане меня очень тепло приняли, даже выразили мысль «может, Вам остаться». Эта мысль с тех пор не покидала меня, хотя я уже был всецело настроен к многолетней службе в храме Николая Угодника во Мге.
Службы с отцом Василием меня очень укрепили, вдохновил его пример. Поделился мыслями с мгинским настоятелем. Он как бы «прочел между строк» моё желание, и отметил, что во Мге меня не держат вечные обязательства, что такой опыт выпадает не каждому… Кроме того, отец Василий на тот момент оставался один — его помощника переводили в Санкт-Петербург. В общем, меня отправили в Отрадное. Начиналась новая эпоха в моей жизни.
В первые годы нового служения параллельно окончил Духовную семинарию, затем и академию, но без защиты магистерской работы (это еще впереди, все силы и время поглотило приходское служение). С тех самых пор и до сего дня служу в Отрадном.
— Как Вы попали в приход святого Пантелеимона?
— Это место также окормлялось Иоанновским приходом и отцом Василием. Здесь служились сначала летние молебны, потом они стали чаще, в 2020 году появилась часовня Тихвинской иконы Божией Матери...
Отец Василий начинал здесь строительство храма, в 2015 году состоялась закладка будущего храма святого Пантелеимона. И в ближайшие несколько лет здесь был возведён цокольный этаж, заканчивался нулевой цикл. К сожалению, на этом этапе возникла пауза. Строительство сбивалось разными событиями как глобального, так и местного масштаба, финансирование было от случая к случаю — за счет благодетелей и общих сборов, за что хочется поблагодарить всех поучаствовавших. В 2020 году отец Василий построил уже упомянутую мной часовню — первое молитвенное сооружение на территории будущего храма святого Пантелеимона. Стали чаще служить молебны.
Отец Василий в 2020 году почил, на его место пришел новый настоятель отец Сергий (Миронов), зять отца Василия. Благодаря ему здесь в 2022 году впервые были совершены литургии (дважды, молились на улице у часовни). Годом позже решением епископа это место получило статус отдельного прихода — прихода святого Пантелеимона. В 2023 году меня назначили настоятелем Прихода, и я целый год служил в двух приходах — в свободное время здесь, а основным приходом оставался приход Иоанна Милостивого. В 2024 году меня освободили от послушания в главном храме, я стал все свои силы отдавать приходу святого Пантелеимона.
Забота о душе молодых
— Отец Георгий, после столь подробного рассказа о своем пути к служению Богу, прошу осветить Вашу работу с молодёжью, о коей хорошо известно в нашем городе. Почему она Вас заинтересовала?
— Это особая сфера деятельности, с которой я столкнулся. В 2013 году, когда попал в храм Иоанна Милостивого, я пытался выделять время для встреч с ребятами. Подумав, выбрал такой формат: смотрим какой-либо фильм — духовный или светский — и обсуждаем духовные или нравственные темы, которые он мог затронуть, тем самым расширяя и укрепляя внутренний мир ребят. Потом добавились и другие формы: беседы, лекции, викторины, выезды, дискуссии, гости. Так, ездили смотреть, какие служения могли реализовать соседние приходы, например, в Сологубовке, где работает реабилитационный центр, были в Вырице.
— Сколько ребят было?
— В начале было человек шесть, потом, конечно, стало больше. Все ребята из воскресных школ. Подключались их родители, были такие парни и девушки, которые сами пришли в храм... Стали появляться ребята самого разного возраста, даже 20-летние. Беседовали на разные темы, но в основном духовнонравственные, их осмысление, в каких-то моментах вероучительные — о заповедях... Я бы назвал все это заботой о душе. В основном, конечно, эта были верующие молодые люди, но были и такие, кто еще только касался веры, не определился, я бы сказал, ищущие.
Очень много значил отец Василий, его авторитетом ребята укреплялись. Своим присутствием, своими проповедями он помогал душевно-нравственному развитию ребят. Без батюшки тяжело, но память о нем дает силы.
Когда я стал настоятелем прихода Пантелеимона, многое в работе с молодежью надо было начинать заново. Ребята постарше участвуют в общих мероприятиях — в богослужении, есть встречи, в ходе которых мы с ребятами разбираем Евангелие. Продолжаются встречи общего плана — обсудить что-то приходское, подумать над чем-то вместе. Что меня радует, есть порядка 15 подростков, лет двенадцати, с которыми мы проводим духовные и исторические встречи, обсуждаем, какова была религиозная жизнь в Отрадном до начала деятельности современных приходов. Узнали, что в 1914 году где-то на линиях был построен временный храм, в котором шли богослужения. Умещал он около 200 человек, приезжал служить епископректор Духовной академии. Выяснилось, что руководил тогда духовной жизнью в храме будущий святой — Леонид епископ Марийский.
— Когда Вы беседуете о вере с ребятами, как Вы думаете, есть у них искренний интерес к теме?
— Может быть, не у всех, но у многих есть. Это же всё живое. Кто-то приходит ради общения, кто-то находится в поиске истины для себя. В общем, каждый со своим является! Путь к вере — сложный путь, его не сразу можно понять, многое от среды зависит. Когда достигают лет 14, наступает период поиска, выбора, становления, то есть человек сам должен выбрать, хочет он отношений с Богом или нет. Так что это — внутренний поиск каждого человека.
…И с покаянием приходят!
— Отец Георгий, я человек неверующий, когда-то был атеистом, даже лекции о мировых религиях читал. Но время прошло, стал более терпим. Поэтому, если Вы не против, задам Вам некоторые вопросы как человек, не верящий в Бога. Не возражаете?
— Нет, пожалуйста!
— Число верующих растет или нет? Скажем, в Отрадном.
— Конечно, растет! Если есть храм, значит, у человека есть возможность прикоснуться к духовной жизни. Как священник, я сталкиваюсь с людьми, которые приходят в храм в первый раз: скажем, человек хочет исповедоваться, креститься, благодаря этому возможен разговор с ним о вере. Назвал бы это первыми шагами к вере. По опыту 2025 года могу сказать, что число верующих растет. Процесс не быстрый, но — заметный.
— К Вам с покаянием приходят?
— Приходят. За этот год порядка десяти человек, тех, кто первый раз в жизни решил исповедаться, с покаянием посмотреть на весь свой жизненный путь.
— А кого больше среди верующих — женщин или мужчин?
— Если взять любой храм вообще, то в нём всегда больше женщин. У женщин более развита чувственная сфера, доказательная часть веры в Бога у них на втором месте. Мужчины разумом должны дойти до Бога, поэтому им сложнее бывает идти или, лучше сказать, дольше. Получается женщины приходят, а потом уже постепенно узнают истины веры и укрепляются, уже будучи в храме, а мужчинам приходится сначала где-то и как-то узнать, осмыслить и только потом прийти.
В чём отличие?
— Чем верующий человек отличается от неверующего?
— Глобальный вопрос! Но если коротко, верующий человек может быть весьма критического рассудка, впрочем, как и неверующий. Верующий в своей жизни общается не только с людьми, но и с Богом посредством слова Священного Писания, молитвы, Таинств — в его жизни появляется новая сфера, которой у неверующего нет. Верующий, я бы сказал, это тот, кто открыл свое сердце не только для физических законов жизни, но и для духовных принципов и законов. Тот, кто желает руководить причинно-следственной стороной своей жизни и устраивать эти причины по Небесным Божественным принципам, чтобы иметь совершенно другие следствия из этих причин, тот, кто желает иметь живое общение с Творцом и устроителем нашей жизни и Спасения.
Зачем человеку вера?
— Наконец, такой вопрос: а зачем человеку вообще нужна вера?
— Отвечая, нужно исходить из тех смыслов, какие человек в вере получает. А он получает главный ответ: зачем он здесь, на Земле нужен, кто он такой, откуда он и куда он, иными словами, камо грядёши? Вера позволяет человеку получить прямые ответы. Он узнаёт, как жить и не ранить душу свою. Он узнаёт много о той реальности, которую ему Сам Господь открыл — о вечной жизни. Всё это помогает и временную жизнь приводить в порядок, и находить даже в ее трудностях счастье и радость.
— Значит, через веру человек получает ответ на вопрос, зачем он живет?
— Конечно! Вера — это жизнь в согласии с Тем, Кто сотворил, и прикосновение к тому промыслу, к тем задачам, которые Творец вложил в эту жизнь. Иными словами, это возможность исполнить то, для чего человек создан... Вера отвечает и на этот вопрос.
— Спасибо за беседу!
— Пожалуйста! Храни Господь вас и ваших читателей!
Подготовил Георгий ГРАДОВ