Размер шрифта:
Увеличить  Уменьшить
Цвет сайта:
Чёрный
Изображения:
Выключить
Звук:
Включить
Настройки:
Сбросить

«Мы все связаны памятью о минувшей войне…»

    Январь — месяц ленинградский. 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, 27 января 1944 года город был полностью освобождён. Эти эпохальные события навечно вошли в мемориальный календарь не только города-героя Ленинграда, но и всей России.

    Такого чудовищного геноцида жителей многомиллионника не знает история человечества. Овладеть Ленинградом в ходе боевых действий у фашистов не получилось — вся страна встала на его защиту, и фюрер решил уморить город.
    Блокада Ленинграда, начавшаяся 8 сентября 1941 года, длилась 872 дня. Единственный путь — Дорога жизни, по которому доставлялось в город продовольствие, был проложен по льду Ладожского озера. За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек, только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные умерли от голода.

     

    В ходе легендарной военной операции «Искра» было уничтожено около 19 тысяч гитлеровцев, около 1200 было взято в плен. Успешное завершение операции стало переломным моментом в битве за Ленинград: Красная армия деблокировала город, соединила его сухопутным коридором с «Большой землёй», устранив угрозу соединения немецких и финских войск.

     

    Операция «Искра», 80-летие которой мы отмечали 18 января 2023 года, проходила на территории нынешнего Кировского района Ленинградской области, в районе деревни Марьино — она сохранилась по сей день, о деревне сегодня напоминает и автобусная остановка «Марьино». Ладожский мост через Неву построен на месте дерево -ледовой переправы, которая во время операции «Искра» служила в основном для тяжёлой техники. 

     

    О тех героических днях сегодня напоминает многое: легендарный Невский «пятачок», не менее легендарный, но не столь известный Ивановский «пятачок», здание ГРЭС-8, превращённое немцами в цитадель, которую бойцы Красной армии взяли далеко не с ходу…


    События тех лет не могли не быть запечатлёнными в мемориальных объектах. Решение о создании музея, посвящённого прорыву блокады Ленинграда, было принято ещё в 1970-х годах прошлого века. Первым объектом стал музей -диорама «Прорыв блокады Ленинграда», открытого в пандусе Ладожского моста в 1985 году, когда праздновали 40-летие Великой Победы. Спустя пять лет на его базе был основан музей -заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», в который вошли и другие достопримечательности. Новое здание музея открывал в 2018 году Президент России В.В. Путин. В нём расположился музей -панорама «Прорыв», рассказывающий о бое на Невском «пятачке» 13 января 1943 года. Музей создан на бюджетные средства Ленинградской области.

     

    Сегодня музей-заповедник, особенно панорама «Прорыв», — точка притяжения тысяч посетителей. За 5 лет существования музея его, по самым скромным подсчётам, посетило более одного миллиона человек.

     

    О самом музее-панораме рассказано очень много, в том числе и в муниципальной газете. Но вот с теми, кто работает с посетителями, мы ещё не беседовали. Недавно это упущение исправлено: журналист встретился с экскурсоводами. В беседе участвовали: заведующая сектором Вера Валентиновна Иванова, младший научный сотрудник Мария Михайловна Семёнова, экскурсоводы Мария Вячеславовна Лесникова и Анна Сергеевна Реунова. 

     

    Ответы на вопросы журналиста не принадлежат какому-то конкретному сотруднику, это — обобщённый рассказ о музее «Прорыв» и о том, с чем конкретно приходится сталкиваться экскурсоводам…  

     


    На снимке — сотрудники музея-панорамы «Прорыв блокады Ленинграда» (слева направо): младший научный сотрудник Мария Михайловна Семёнова, заведующая сектором Вера Валентиновна Иванова, старший научный сотрудник Тамара Николаевна Прудникова, старший научный сотрудник Татьяна Ивановна Коптелева, старший научный сотрудник Павел Георгиевич Апель, во втором ряду — экскурсовод Анна Сергеевна Реунова. Фото из архива музея
     

     

    — Музей-панорама «Прорыв» молодой — 18 января 2023 года, в день 80 -летия прорыва блокады, ему исполнилось 5 лет. Музей государственный, он создан на бюджетные средства Ленинградской области. Его открывал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

    За минувшие годы музей стал очень популярен. Приезжают семьями, группами, в том числе и школьными. У нас запись на экскурсии на два месяца вперёд. Приезжают ветераны войны, к великому сожалению, их становится всё меньше, но они есть и мы их видим…

     

    — Как они воспринимают эти жуткие фрагменты боя? 

    — Не стесняясь, плачут… Их, как правило, сопровождают родственники — внуки, а то и правнуки. Связь поколений не прерывается, а память о тех страшных днях переходит уже на генетический уровень.

    Ветераны — железные люди. Мы, экскурсоводы, порой опасаемся, выдержат ли они. Всё-таки в экспозиции панорамы представлен реальный фрагмент ночного сражения, фашистский самолёт нависает над полем боя, идёт рукопашная схватка. Ветераны не только выдерживают напряжение, но и вспоминают многое из своих фронтовых эпизодов. При этом мы чувствуем, какой болью отзывается в их душах прошлое.

    У нас бывает очень много детских и подростковых групп. И мы всегда говорим сопровождающим: если вы идёте в наш музей, надо готовить детей к восприятию того, что они увидят. Музей — это как бы последняя точка соприкосновения с темой. Детям обязательно надо рассказывать историю своей страны, рассказывать так, чтобы этой историей можно было гордиться. 

    Бывают группы, после работы с которыми экскурсовод становится будто выжатый лимон — настолько группа пустая, мало что знающая о теме. Вынуждены даже спрашивать, всё ли они понимают, о чём мы говорим… Произносим: «пятая попытка прорыва блокады», «операция «Искра», «Невский «пятачок»… А в глазах тех, кому мы это говорим, — пустота, просто непонимание и незнание того, о чём мы говорим! Мы вынуждены в первом зале проводить ликбез — рассказывать о том, чему посвящён музей и что они здесь видят.

    Бывает так, что мы ведём экскурсии и на диораме, и на панораме. Люди путают годы! В 1943 году произошёл прорыв блокады, а полное освобождение от вражеской блокады произошло только через год, в 1944-м. Знают, что в январе, а годы путают.

     

    — Почему так происходит? 

    — Дети и подростки мало читают, а учителя плохо рассказывают о тех событиях. Но ведь это история страны, своей Родины, её надо знать, как таблицу умножения.

    Наше глубокое убеждение — мы, все жители России, связаны темой войны: воевали родственники, их друзья, знакомые, соседи… Великая Отечественная — генетическая память нашего народа. И всё же здесь есть упущения: во многих семьях не хранятся истории родственников, связанные с войной. Те, кто возвращался домой, не спешили делиться воспоминаниями о военных буднях — слишком тяжелы они были, боевыми наградами играли дети. Это в последние несколько десятилетий стало престижно в праздничные дни доставать боевые награды.

     

    — Какие вопросы чаще всего задают экскурсанты во время посещения панорамы?

    — Подростки часто интересуются подробностями быта солдат, спрашивают о вооружении тех лет.

    Пытаемся донести главную сквозную мысль экспозиции музея — мы смотрим на войну через призму судеб наших героев.

     

    — Подростки обращают внимание на жестокость боя, которая сквозит в эпизодах панорамы?

    — Нет, не приходилось с подобным сталкиваться. Причина, думается, в том же, о чём мы говорили — подростки мало читают, мало смотрят фильмов о войне, да и воспитаны они на другом совершенно контенте — в Интернете порой жестокости гораздо больше, чем в боевых эпизодах панорамы. Жестокость боя у подростка смыта, они не видят ее... Мол, так и должно быть — ножом пырнул и побежал дальше.

     

    — А какие-то каверзные вопросы приходится слышать? Например, а зачем вообще такие большие музейные сооружения нужны?

    — Бывают такие, правда, к счастью, очень редко. Мы, естественно, подробно объясняем. Бывают вопросы от взрослых людей, они иной раз пытаются уличить экскурсовода в каком-то незнании — хочет «поймать» на незнании. Мы уже научились правильно реагировать на такие вопросы, причем, так, что сам спрашивающий попадает в неловкое положение... Бывают вопросы не по теме, например, почему не рассказываете про Малуксу... Спрашивается, а при чем тут Малукса, если речь идет совершенно о другом месте. Могут спросить, когда мы проводим экскурсию, покажите окоп, где находился отец нашего президента Владимир Спиридонович Путин... Человек не понимает, что панорама «Прорыв» — это обобщенный героический знак. Невозможно показать, в каком окопе кто конкретно «сидел». В общем, всякие вопросы бывают.

     

    — Как воспринимают то, что представлено, иностранные экскурсанты?

    — В последнее время иностранных групп мало. Есть одиночные посещения, и они вливаются в общую группу. Но вот до пандемии у нас были большие группы иностранцев — они были с сопровождающими. В первом зале у нас есть фильмы на нескольких иностранных языках, после просмотров мы с ними работали. Были группы из Нидерландов, Польши, Германии, Финляндии, из дальнего зарубежья — Китая, Австралии, США.

     

    — Прошу подробней о восприятии представленного немцами.

    — Смотрят с интересом! Все внимательно слушают, но при этом ни в вопросах, ни в репликах они никак не акцентируют, что наши страны воевали, что, возможно, и их родственники участвовали в боях, отраженных в экспозиции на панораме. А вообще, мы в подобного рода экскурсиях стараемся политику не трогать. Они приходят в современный интерактивный МУЗЕЙ. Никаких политических заявлений, реплик! Мы не только от этого уходим, мы к этому даже не приближаемся! За пять лет работы панорамы никаких каверзных ситуаций с иностранцами мы, экскурсоводы, не припоминаем. На них экспозиция производит, видимо, такое впечатление, что все они становятся немногословными.

    К нам как-то приезжала группа испанских реконструкторов, человек двадцать — молодые и средних лет люди. С ними, как обычно, был переводчик. Надо было видеть, с каким интересом они рассматривали все представленное на панораме! Возник вопрос: почему такой необычно пристальный интерес?! Переводчик сказал, что они реконструкторы — занимаются реконструкцией боев Великой Отечественной войны. Наш музей произвел на них огромное впечатление! Они спрашивали обо всем, вплоть до технологии изготовления отдельных фрагментов экспозиции. Ну, а вообще, к теме Великой Отечественной войны иностранцы относятся спокойно.

     

    — В Интернете приходится иной раз сталкиваться с рассуждениями типа «может, уже хватит об этом»?

    — Нет, с таким мы не сталкивались. Видимо, большинство из них знает, что минувшая война — незаживающая рана России, и на эту тему будет говорить еще не одно поколение россиян.

     

    — Вернемся к нашим...

    — У наших экскурсантов нередко возникает вопрос, а надо ли было ценой таких огромных потерь удерживать клочок земли под названием Невский «пятачок»? Задающие вопрос, видимо, не берут во внимание, что «пятачок» оттягивал на себя немецкие части, которые могли использоваться на других направлениях ведения боевых действий, например, когда немцы наступали на Тихвин в октябре 1941-го, или на Москву в ноябре 1941-го и т.д. В операции «Искра» плацдарм действительно оттянул на себя значительные силы немецкой армии и отвлёк их внимание. Так получилось потому, что немецкое командование всегда ждало наступление именно с Невского «пятачка». Но так не произошло, что и позволило успешно развить наступление наших войск в районе Марьино.

     

    — Как Вы считаете, все ли места боёв получают такую же известность, как плацдарм Невский «пятачок»?

    — Нет. Недалеко от нас был плацдарм Ивановский «пятачок», о котором известно очень мало, есть и другие места, где шли ожесточенные бои, но там нет ни музеев, ни облагороженных территорий... Мы все знаем мемориал «Разорванное кольцо». Это — символ, конечно, туда едут посетители... Есть наша панорама «Прорыв», привлекающая огромное число посетителей — мы подсчитали, что за пять лет работы ее посетило более миллиона человек. Конечно, хотелось бы, чтобы открывались новые музеи, посвященные Великой Отечественной войне, тот же Ивановский «пятачок» получил бы более широкую известность.

     

    — Известно, что один из создателей панорамы «Прорыв» Дмитрий Поштаренко. Приезжает он на панораму?

    — Да, приезжает. В 2022 году у нас проходила небольшая реставрация экспозиции — многие, особенно дети, хотят чего-то взять на память, пытаются отломать. Мы им всегда говорим: и не пытайтесь! Всё очень прочно даже приварено, не то, что приклеено... Но время берет свое, и вот удалось провести небольшую реставрацию в апреле-мае: творческая мастерская «Невский баталист» вместе с Дмитрием Поштаренко работала на панораме.

     

    — Насколько известно, некоторые фигуры панорамы имеют фотографическое сходство с реальными участниками тех исторических событий...

    — Да, это так. Создатели экспозиции работали с наградными листами, дневниками, письмами, фотографиями и, конечно, с родственниками. У нас регулярно бывает внучка одного из героев «Прорыва» старшины Владимира Девяткина.

     

    — Через год 80-летие полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады...

    — Да, мы помним об этом. Большое число экскурсий мы ожидаем летом — многие из тех, кто приезжает в Санкт-Петербург, обязательно посещают и нашу панораму.

     

    — Задают вопрос: неужели все это было на самом деле?

    — Как ни странно, такие вопросы звучат. Мы, конечно, объясняем... Даже есть такие вопросы: вот все окопы, траншеи, воронки от снарядов — это все откопали, восстановили, огородили и вокруг всего построили здание? Вся экспозиция воспринимается так реалистично, что создать такое просто невозможно! Естественно, мы объясняем, как создавалась панорама... Задают и такой вопрос: а где расположен Ленинград? Объясняем. Так что и географические вопросы приходится разъяснять. 

    Нередко задают вопросы об оружии — было ли такое в 1943 году? Мы отвечаем, т.к. узнавали об этом, уточняли, когда то или иное оружие пошло в серию.

    Большинство вещей — это макеты, но есть и те, что были найдены поисковым отрядом «Шлиссельбург», который лёг в основу творческой мастерской «Невский баталист», эти предметы использованы в экспозиции.

    В общем, вопросов — самых разных — много, и мы готовы на них отвечать.

    Подготовил Георгий ГРАДОВ

    Фото фрагментов экспозиции музея-панорамы «Прорыв»

     

     

    О нас

    Фотогалерея

    showshowshowshowshowshowshowshowshowshowshowshow