— Нина Георгиевна, расскажите, с чего началось ваше увлечение художественным искусством?
— Ребенком я любила сидеть в тишине и рисовать, мне это больше всего нравилось. Рисовала школьные стенгазеты. Лет в 11 или в 12 узнала, что в моем родном городе Биробиджане есть студия, где учат этому. Я ходила туда, занималась, и «нечаянно» поступила в художественное училище. Все куда-то поступали, и моя руководительница спросила: «А ты ещё не отправила работы для поступления?» Я послушалась, отправила, и она сказала: «Жди, когда вызовут на экзамен». Допуск к экзамену пришел, и я поступила учиться в художественное училище Владивостока. Мне все очень нравилось, новый город, рядом с морем. После учебы по распределению попала в далекий приморский поселок Лучегорск. Школа там была молодая, только строилась. Туда никто ехать не хотел, а мне было интересно: там тайга, лес. Думала, что школу открою и вернусь, а в итоге проработала там больше 30 лет. Когда уезжала в Отрадное, директором школы стала моя бывшая ученица. С однокурсницами до сих пор дружим и всегда радуемся нашей удаче — наше самое большое увлечение стало работой.
— Как Вы пришли в «Фортуну»?
— После переезда, я работала в разных местах, и продавцом и кассиром... Как-то раз зашла в «Фортуну» спросить, не нужен ли преподаватель, поговорила с Людмилой Александровной (Зименковой, директором КЦ — прим. ред.) и влюбилась в это место. Здесь нет конфликтов, и мне всегда идут на встречу. Здесь я занималась и с детьми, и со взрослыми по выходным. Соглашалась и на индивидуальные занятия.
Нина Георгиевна подробно рассказала о ребятах и техниках, в которых учит их рисовать, и не прерывая рассказ, показала картины своих подопечных.
— Когда научишь чему-то — на душе как-то радостно. Вот пришла девочка — ничего не умела, а смотрю на последние работы и чувствую гордость. И радуешься, когда они начинают любить это дело. У меня не задерживаются те, кого родители «запихнули». Иногда бывает, что кто-то, кто начал из-под палки — втягивается, а тот, кто пришел с любопытством — уходит. Я стараюсь проводить занятия не по общему стандарту 45 минут занятие и 5 минут отдых. Перерыв устраиваю, когда чувствую, что дети устали. Рисунок — это основа, и детей стараюсь научить не просто нарисовать горшок, но и поставить его, выстроить по всем правилам. Гуашь, акрил, масло, лепка для малышей, графика, рисунок — я стараюсь учить всему, но как только дети предлагают свободную тему — иду навстречу. Свободу все любят, и дети — особенно. Стараюсь давать им свободу, и в тоже время направить их энергию в продуктивное русло. До «Фортуны» никогда не работала с детсадовцами, я их боялась поначалу, а оказалось, что они внимают больше остальных, что бы я им не объясняла — им все интересно. Ребята постарше часто капризничают, а малышам все интересно.
— Если не секрет, то с какой возрастной группой легче всего работать?
— У всех свои достоинства и недостатки. С малышами, например, нельзя расслабиться. Поэтому я не беру в группу больше пяти человек. Нужно успеть уделить внимание каждому, вовремя подсказать. Старшим можно давать более сложные темы. Они всегда хотят изучить что-нибудь посложнее, и я всегда иду на встречу.
— Ваши ученики часто участвуют в конкурсах?
— Конечно, и в областных, и в международных, всероссийских. Прямо сейчас отправляем на всероссийский конкурс 10 работ. У нас не раз были победы. На конкурсах хочется представлять что-то необычное. Кинусайга — техника, которая больше нигде в Ленобласти не преподается. Это японская традиционная техника составления изображений из лоскутков ткани.
— Недавно одной из моих учениц Дед Мороз оставил под елкой масляные краски. И с тех пор я стараюсь помочь ей освоить эту технику. Без индивидуального подхода нельзя. Даже в одной группе на одном занятии ктото может рисовать гуашью, а кто-то карандашом. Если ребенок любит и чувствует акварель — нет смыла его к чему-то принуждать, но рисунок карандашом — обязателен для всех.
— Кто-то из ваших учеников выбрал профессию, связанную с творчеством?
— У меня в предыдущей школе, весь педагогический состав — мои бывшие ученицы, мои ученики поступали во Владивосток, Хабаровск. Дизайнеры, художники, архитекторы. Двое моих архитекторов в Москве сейчас. Трое в Санкт-Петербурге поступили в Академию имени Репина. В предыдущей школе у нас был урок профориентации, там я старалась подготовить ребят к поступлению на бюджет. Когда к нам приезжали на ревизию — удивлялись, сколько у нас поступивших. Со многими моими выпускниками я поддерживаю связь. Как-то у меня выучились три брата — и все они сейчас архитекторы и дизайнеры. Одна из моих учениц поступила в Художественный институт, не закончив училище. В то время это считалось невозможным, у нее не хотели брать документы, но в итоге она благодаря настойчивости поступила и практику проходила у самого Зайцева, была дизайнером на фабрике, была художником на телевидении, а сейчас она директор школы. Многие ученики, повзрослев приводили ко мне своих детей и даже внуков!
— Спасибо, Нина Георгиевна! Желаем Вам вдохновения и талантливых учеников!
Подготовила Наталья Ефимова