— По образованию я дефектолог. Первое учебное заведение, которое закончила, — педагогический колледж №8 в Санкт-Петербурге по специальности «воспитатель». Мне очень нравилось работать с детьми, находиться в детском коллективе, где мы с ребятами можем выстраивать отношения. Во время учёбы проходили практику в специализированных детских садах, где дети были с особенностями развития — зрения, слуха, ДЦП (детский церебральный паралич)… После этих встреч я поняла, что хочу работать и находиться рядом с особыми детьми. Ребята дают очень много обратной связи — жестами, взглядами, объятиями. Они не присматриваются к тебе как к педагогу, воспитателю, руководителю. Они воспринимают тебя как просто человека, с которым хотят общаться, играть и чтобы тебя поняли, услышали, восприняли. Мне такое общение очень нравилось, более того, я поняла, что хочу и дальше учиться на дефектолога, чтобы постигать не только азы специальности. Поступила в Ленинградский госуниверситет имени А.С.Пушкина на факультет специальной дошкольной дефектологии, по окончании которого получила диплом по специальности «дошкольный дефектолог».
Параллельно с учёбой была волонтёром. Вошла в программу «Передышка» в организации «Партнёрство — каждому ребёнку». Была помощником для семей, пока мама или папа ходят по своим делам Я могла приходить на несколько часов в семью особого ребёнка, отпускать при этом родителей, скажем, в магазин, в церковь, на концерт, просто в баню... Для родителей это была небольшая передышка, возможность немного переключить внимание на себя и при этом оставаться спокойными за своего ребёнка. У первой семьи, в которую я приходила, был мальчик с синдромом Дауна. Для меня это был очень интересный опыт! Семья впоследствии переехала в другую страну, и мне оттуда иногда приходят видеоприветы. Это так радостно видеть, как растёт твой первый подопечный, взрослеет и сколько возможностей у него открывается!
Параллельно с учебой работала в Колпино воспитателем в детском саду №42 для детей с нарушением зрения. Узнала очень много нового для себя: как ребенок «видит», как чувствует себя в пространстве, как пишет, как рисует, чему могу научить его. Закончив учёбу в ЛГУ, осталась в этом же детском саду, но уже как дефектолог.
Параллельно с основной работой поняла, что получает развитие очень интересная тема — «ранняя помощь». Это службы на базе поликлиник, больниц или детских учреждений, которые предоставляют услуги ранней помощи семьям с детьми от рождения и до 3-х лет. Это могут быть дети, рождённые с особенностями развития или риском нарушения развития, семьи, где родители испытывают беспокойство и хотят получить консультацию. Они получают помощь педагогов по речи, дефектологов, психологов, специалистов по двигательному развитию в больницах, детских садах или социальных центрах бесплатно... Когда уже заканчивала университет, мы с коллегами решили, что на базе нашего детского сада службу «ранняя помощь» надо открывать. И открыли!
Мне эта идея очень понравилась, но я понимала, что мне надо больше углубляться в эту тему. Мы узнали о службе ранней помощи в детском саду №41 в Петербурге: они имели очень большой опыт работы в ранней помощи, по большому счёту, открывали и развивали это направление первыми в стране. В тот момент, когда мы открыли службу ранней помощи в Колпино, коллеги из детского сада №41 запустили программу обучения для специалистов, и я смогла обучиться по этой программе.
Во время освоения программы узнала много нового и даже неожиданного. Например, что детей не всегда нужно непременно чему-то научить, чаще нужно дать понять, что мы готовы принять желание или нежелание ребёнка слышать его: ребёнок «даёт сигнал», и мы говорим ему «мы поняли тебя» и дальше действуем вместе.
Три года я была ведущим специалистом в службе ранней помощи в Колпино.
— Есть разница — с мальчиком или с девочкой Вы занимаетесь?
— Никакой разницы нет, они одинаково искренни.
— Если Вас вывели из себя — ругаетесь?
— На детей ругаться?! Зачем?! Надо понимать, что ребёнок ничего не делает назло, это своеобразный протест ребёнка, это способ обратить на себя внимание, способ обращения к нам, взрослым.
— Как Вы определяете, что ребёнок понял, что ему надо делать или сделать?
— Предварительно обсуждаем с родителями, что у нас есть и чего хотим добиться, т. е. обсуждаем ближайшие планы. Когда ребёнок подходит к рубежу освоения того, над чем мы работали, зачастую мне и говорить ничего не не надо — кто-то из родителей может сам сказать, мол, а вот вчера сын (дочка) сделал то или то, над чем мы работали. Над всеми задачами мы работаем вместе, я никогда и никого не прошу уйти с занятий, и если это нужно, важно для семьи ребёнка, любой из близких значимых взрослых может присутствовать на нашем занятии. Кроме того, со мной всегда можно держать связь по телефону, что называется, я всегда на контакте.
— Скажите, Анастасия, к Вам приходили дети, прошедшие занятия в студии, или их родители и благодарили за обучение?
— В Отрадном студия всего второй год, будущие выпускники ещё трудятся на наших занятиях, а вот в Колпино приходили ребята с мамами из первого моего выпуска, благодарили, а ещё недавно поздравляли с профессиональным праздником — днём дефектолога. Было очень приятно!
— Хорошо, Колпино хотя и рядом, но это всё-таки Санкт-Петербург. А Отрадное?
— В Отрадном живу уже девятый год, но работала в Колпино — добиралась на общественном транспорте, потом муж привозил и увозил. Отрадное — не такой большой город, здесь не много того, что могло бы подойти детям с особенностями. А хотелось бы, чтобы было такое место, куда могли бы прийти и дети с особенностями, и нормальные ребята — и всем было бы комфортно, все могли бы понимать друг друга.
Сначала я открыла кабинет дефектолога — небольшой 12-метровый, мы там встречались с семьями, проводили занятия и консультации.
...Мы с мужем как-то разговаривали, и я ему сказала, что кабинет дефектолога — это уже мало, нам нужно, чтобы ребята выходили на общение, нужен групповой формат встречи и чтобы к нам могли присоединяться нормотипичные дети тоже. Так что неплохо было бы открыть студию, где будут группы взаимодействия. Мы будем играть с ребятами и через игру строить наше общение… И как только появилось помещение, где мы с вами сейчас находимся, переехали и с мужем, и с моими детьми, и даже с моей мамой и начали обустраивать — красить, расставлять мебель, пособия, приводить помещение в божеский вид, в общем, обживаться. Я очень благодарна своей семье за помощь! Сегодня это действительно семейная студия, практически всё здесь создавалось благодаря огромной поддержке моего мужа — он искал, привозил, собирал, вешал. И сейчас здесь работает «Инклюзивная студия».
На наши первые групповые занятия приходила моя нормотипичная дочь и играла с ребятами, общалась. И она не видела в этих встречах ничего особенного, она приходила играть к детям. А то, что кому-то требовалось больше времени на ответ или меньше слов для общения, она принимала совершенно спокойно. И я тогда поняла, что инклюзивной студии в нашем городе быть! Мы можем проводить групповые занятия, мастер-классы, организовывать досуг для детей, постепенно давая понять, что особые ребята могут и хотят играть и общаться со сверстниками вне зависимости от нормоотличности.
— Сколько детей приходят на занятия?
— Постоянных 12, приходят ещё трое в дистанционной форме сопровождения, получают задания — занимаются дома, потом снова встречаемся, смотрим, что получилось, над чем работать дальше.
— Какие особенности у детей?
— Самые разные! Есть дети с синдромом Дауна, есть с ДЦП, есть с ЗПР (задержка психического развития), с аутизмом, с тяжёлыми нарушениями речи…
— Все из Отрадного?
— Нет, география разная: Тосно, Никольское, Рыбацкое, Колпино, ну и Отрадное.
…Мы ещё долго разговаривали с Анастасией, и не только об особых детях. Она очень увлечённый человек, и главное — что бывает редко — человек, который сам для себя определил: то, чем занимается, это его дело, выбор сделан правильно. Перед Анастасией немало сложностей, которые предстоит преодолеть. Главная из них — получить статус социально ориентированной организации, чтобы затем можно было делать заявку на грант губернатора Ленинградской области.
Остаётся пожелать Анастасии Арбузóвой успеха и радоваться, что в Отрадном есть «Студия», работающая с особенными детьми.
Подготовил Георгий Градов
Фото из архива Анастасии Арбузóвой