— Наш президент подписал Указ о создании новой системы воспитания — единой для всей страны, чтобы не было никакого разночтения: в одном субъекте своя система, в другом — другая...
Чтобы начать внедрять систему на территории всей России, были проведены два этапа конкурса «Навигатор детства», по результатам которого были сформированы резервные списки педагогов, которые займут должности советников в школах. От нашей школы участвовали в конкурсе четыре претендента, которые вошли в резервный список. По результатам конкурса я была назначена советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Другие участники попали в резерв, возможно, им будет предложено занять эту должность в другой школе.
— Претенденты были не только из вашей школы?
— Нет, конечно. В резервных списках по Ленинградской области 546 человек из нескольких тысяч участников конкурса, которые могут претендовать на должность советника по воспитанию. С 1 сентября этого года в нашей школе официально эту должность занимаю я.
— Юлия Викторовна, во-первых, поздравляю с назначением, во-вторых, прошу Вас «расшифровать» вот это всеобъемлющее название «Разговоры о важном».
— Это одно из направлений воспитания, которое реализуется (подчеркну!) во ВСЕХ школах нашей страны. Программа очень интересная! Каждый из родителей может сам зайти на сайт — он так и называется «Разговоры о важном» — и познакомиться с темами. Многие родители ошибаются, когда начинают думать, что мы, учителя, занимаемся так называемым «промыванием мозгов» учеников, на этих уроках, настраиваем на определенную политику... Это не так! Блок воспитания абсолютно аполитичный, направлен на ознакомление детей с историей нашего государства, с его достижениями, с ведущими учеными...
— Извините, что перебиваю, но не могу не задать вопрос: а что, разве всего этого не было в обычных школьных программах?
— Если говорить о школах Советского Союза, это были классные часы, во время которых занимались воспитанием, потом все это потихоньку уходило. Каждый классный руководитель самостоятельно выбирал тему, о которой он будет разговаривать с детьми. Сегодня единая для всех тема прописана на уровне резервной программы, которую разрабатывали профессиональные психологи и педагоги. Каждый диалог «Разговоров о важном» привязан к какому-то тематическому дню, который близок к теме диалога. Диалоги проходят по понедельникам. Например, 19 сентября мы говорили о Циолковском. Замечу, что тема одна и та же для всех школ страны — таковы особенности программы «Разговоры о важном».
Скажу больше: в каждом ребенке мы должны найти «изюминку», дать каждому ребенку — каким бы он ни был! — возможности индивидуального развития на том направлении, которое он выберет... Главное для нас — каждый ребенок должен найти себя в этой программе.
— Ну хорошо, Вы говорите о задачах, которые должны решать педагоги в рамках программы «Разговоры о важном». А как сами дети воспринимают эту программу, как на нее реагируют?
— Если честно, детей тяжело «раскачивать». Есть, конечно, активисты, которые всегда готовы воспринимать все новое, необычное, но в массе своей... Дети комплексуют: они считают, что у них ничего не получится, они не смогут. Очень тяжело преодолеть этот барьер, убедить, что все получится. Извините, но порой необходимо даже заставить их попробовать, определить свои силы, возможности.
— Может, папа с мамой «тормозят»?
— Трудно сказать! Знаете, большинство детей любят смотреть мультики, так вот у некоторых даже комплекс неполноценности формируется: мол, у меня так, как у героя мультика, не получится... Источники формирования у ребенка определенных комплексов могут быть любые: как в семье, так и в школе могут возникать разные ситуации. Как бы там ни было, этот сформировавшийся комплекс преодолеть очень тяжело, иной раз год и два уходят, но если ребенок перешагнул его, то он расцветает. У нашей школы здесь есть достижения, успехи в Российском движении школьников. Неоднократно дети по бесплатным путевкам ездили в «Орлёнок», «Смену», «Артек». Главное, их уже не надо заставлять что-то делать, они сами готовы, даже спрашивают, можно ли ещё что-то сделать, где-то поучаствовать, сами ищут в Интернете какой-то конкурс, а потом «терзают» учителя, мол, можно мы поучаствуем. Школа всегда идёт навстречу, готова помочь и найти возможности. А вот с детьми, которые остаются как бы «зажатыми», бывает очень тяжело.
— Скажите, Юлия Викторовна, вот в рамках программы «Разговоры о важном» одно из занятий было посвящено К.Э.Циолковскому в связи с 165-летием со дня его рождения. Школы России, участвующие в программе, от Калининграда до Чукотки, говорили об этом великом русском учёном. Не будем брать далёкую Чукотку, обратимся к Отрадненской средней школе №2: тьма классов от первого до 11-го! В школе есть столько специалистов, чтобы о Циолковском толково рассказать?
— У каждого класса есть свой классный руководитель, у меня, например, 8 «Г» класс. Мы в понедельник слушаем и поём гимн, поднимаем флаг России и проводим урок — разговариваем на упомянутую тему. Иными словами, реализация программы «Разговор о важном» — это обязанность классных руководителей.
— Да, но одно дело Циолковский в 1-м классе, другое — в 11-м классе…
— У малышей это может быть какая-то небольшая интерактивная игра, в более старших классах уже иной уровень разговора. Замечу, что всё построено с учётом рекомендаций психологов. Это может быть не просто разговор, а просмотр мультфильмов — некоторые темы предусматривают это в младших классах. В старших, конечно, уже всё иначе. Например, прошлая тема была «Наша страна — Россия». В 8-9 классах урок прошел в формате интерактивной игры. Мой класс, например, разделился на две команды, они играли по принципу «Что? Где? Когда?», крутили барабан, вскрывали конверт, задавали и отвечали на вопросы.
— И сколько времени на всё это отводилось?
— Не более 45 минут, у нас было 30 минут.
— Юлия Викторовна, в одной из информаций о программе «Разговоры о важном» обратила на себя внимание фраза «говорить с детьми на их языке» (подчёркнуто мной — Г.Г.). Как это можно или надо понимать?
— Это значит, что я не могу с детьми в 3-м классе разговаривать, как с 11-классниками. Учитель должен выбирать лексическую базу, которую дети понимают. К примеру, в 1-м классе не надо использовать химические или физические термины, которые ребёнок не поймёт. Если без них не обойтись, то надо трансформировать их так, чтобы ребёнку было понятно, о чём речь идёт.
— А «их язык» включает в себя подростковый и молодёжный сленг, различные эвфемизмы, стёб, в общем, всё то, чего в их языке сегодня полно?
— Ни в коем случае! Сленг априори из уст учителя звучать не должен. И уж если мы говорим «на их языке», то это не значит, что учитель должен разговаривать на дворовом языке, используя жаргон. Русский язык очень красивый, богатый на оттенки — и учитель должен им владеть безупречно, разговаривать с детьми на хорошо понятном языке.
— Тематика «Разговоры о важном» весьма обширна. Не удивлюсь, если окажется, что далеко не все темы хорошо знает учитель…
— Да, как и любой человек я что-то могу не знать. Но стараюсь убрать эти пробелы. Если у детей возникает вопрос, на который не могу сразу ответить, честно признаюсь в этом и говорю, что к следующему уроку узнаю и обязательно отвечу. Дети воспринимают подобное совершенно адекватно! Иными словами, и мне, и моим коллегам программа тоже помогает расширять кругозор в отношении тем, в которых я «плаваю». Надо иметь ввиду и то, что благодаря программе «Разговоры о важном» государство предоставило нам комплекты необходимой литературы для самообразования. Так что я сажусь воскресным вечером и изучаю материалы перед встречей со своими 8-классниками утром в понедельник.
— Это считается дополнительной нагрузкой на учителя?
— Нет, это обычный классный час, который входит в обязанности классного руководителя.
— Дети задают вопросы или просто молча слушают?
— Если тема затронула, вопросов бывает много. Хотя, знаете, для нашей школы многое не является новшеством. Уже второй год мы реализуем проект «Классные встречи», на которые приглашаем интересных людей. Дети посещают их с увлечением, даже мест в зале не хватает — столько желающих участвовать в беседе. Дети задают именно свои вопросы, мы никогда не прописываем, что нужно спросить, никогда не говорим, о чем можно говорить, а о чем нет.
— Вернёмся к «Разговору о важном». Это как урок?
— Да, они проходят только по понедельникам: первый — классный час, затем идут уроки по расписанию.
— Юлия Викторовна, а разногласий с родителями не было по поводу «Разговоров о важном? Не возникали у пап или мам вопросы, мол, зачем всё это моему ребёнку надо?
— Скажу так: некоторые родители вообще считают, что мы занимаемся «промыванием мозгов» ребёнка. Пользуясь случаем — нашим с вами разговором — обращусь ко всем родителям: сайт «Разговоры о важном» открытый, зайдите на него, познакомьтесь с темами, о которых учителя уже говорили или будут говорить с детьми… Никакой политики! Никакой религии! Никакой агитации! Мы говорим только о том, что исторически заложено в нашей стране: герои спорта, достижения нашей науки, богатство нашей культуры и национальных традиций… Есть темы «День Победы. Бессмертный полк», «Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками»… На весь год расписаны темы программы.
— А на этих уроках родители могут присутствовать?
— Да пожалуйста! Буду рада, если кто-нибудь из родителей детей моего класса придёт на такой классный час.
— В тематике «Разговоров о важном» я не нашёл и намёка на проходящую сегодня спецоперацию на Украине…
— Ничего подобного и быть не должно! Как уже замечала, мы, учителя, не должны втягивать детей в подобные разговоры, они в школах строго под запретом.
— Юлия Викторовна, в ходе проведения интерактивных «Разговоров о важном» выставляются какие-то оценки ученикам?
— Нет, это образовательная программа, направленная на расширение кругозора ребёнка и на повышение его самооценки. Более того, даже к 9-10 классу многие дети ещё не определились со своим дальнейшим жизненным путём, а «Разговоры о важном» могут помочь им в выборе будущей профессии.
— Кончится текущий учебный год, с ним завершится и программа «Разговоры о важном»?
— Текущая программа — да! В дальнейшем, думаю, будет разработана и принята новая программа с новой тематикой.
— А какой-то зачёт школьнику по окончании программы будет выставляться?
— Нет, никакого зачёта, никакой оценки — это же не учебная дисциплина. Это компонент воспитания, который нацелен на то, чтобы дети и учителя нашли общий язык, задумались над какими-либо вопросами, узнали что-то новое. Так что никаких оценочных норм программа не содержит.
— Вас вдохновляет тот факт, что ваша школа попала в число 262-х из 882-х школ Ленинградской области, где начала «обкатываться» программа «Разговоры о важном»?
— Конечно! Это ведь говорит о рейтинге нашей школы! И это вдохновляет, стимулирует к поиску новых возможностей учебного процесса. К примеру, мы сейчас пытаемся создать на базе школы свой медиацентр, занимаемся с детьми, которые любят писать, видео и фотосъёмку. В этом году также планируем присоединиться к спортивной школьной кибер-лиге.
В общем, скажу так: чем интересна работа в школе, так тем, что дети всегда заряжают позитивом, даже в новом, таком, как «Разговоры о важном».
Беседовал Георгий ГРАДОВ