Великий Новгород, по общепринятым меркам, основан в 859 году и помнит государство российское от самых истоков. Эта Русь — Русь изначальная — вторгается в путешествующего с первым вдохом новгородского воздуха: и вот ты уже не современный вечно спешащий человек, а древний славянин, чей быт продиктован размеренным движением солнечного диска.
Пожалуй, ощущение покоя — доминанта этого путешествия, а потому читатель не раз встретит здесь упоминание об этом чувстве.
ПЕРЫНСКИЙ СКИТ
Знакомство с новгородской землей началось у стен Перынского скита, стоящего на берегу Волхова. «Перынский» от имени языческого бога Перуна, чей идол, по преданию, стоял на территории нынешнего скита. Славянского громовержца в итоге «свергли», веру поменяли, а название осталось, пережив даже трудное для всякой религии советское время.
Центр скита — церковь Рождества Богородицы: совсем небольшая, она едва вмещает одномоментно 20 туристов. Но даже среди десятка голов зоркому глазу удалось разглядеть внутри церкви фреску целителя Пантелеимона — и сразу накрыли воспоминания о доме: как известно многим отрадненцам, в честь этого святого основан храм на 13-й линии.
Еще из впечатлений от скита: удивительно, какое умиротворение приносит монашеская обитель, хотя от мирского ее отделяет только невысокий забор. Примечательно, что находящиеся в нем ворота ниже среднего человеческого роста, а потому всяк входящий и выходящий невольно кланяется. Так задумано или вышло случайно?.. Ответа нет, потому что не был вовремя задан вопрос, — жалею!
ВИТОСЛАВЛИЦЫ
Великий Новгород и окрестности хранят древности не только каменные, но и деревянные: значительная их часть собрана в музее «Витославлицы». Витославлицы — это обширная заповедная территория, заставленная реконструированными срубами; их по бревнышку перевозили, реставрировали и собирали в пределах заповедника.
Некоторые здания открыты для посещения, и удержаться от соблазна невозможно — идем оценивать обстановку!
Замечание первое: даже в солнечный день в избе довольно прохладно — дерево же не нагревается. Трудно себе вообразить, как люди выживали в срубах зимой (Новгород, хочется напомнить, далеко не южный город).
Замечание второе: сразу понятно, насколько ниже были наши предки — людям выше 165 сантиметров приходилось сгибаться в три погибели, чтобы пройти внутрь комнаты. Сложность вызвана еще и тем, что над дверью расположены полати, сильно съедающие пространство над головой.
Замечание третье, вытекающее из второго: крестьянская изба — вообще не про простор. Это, кстати, неудивительно: очаг-то в доме всего один — печка (имеются вариации с дымником и с трубой). Кроме того, площадь на первом этаже, если изба двухэтажная, часто использовалась под «гараж» — там стояли телеги и отдыхал домашний скот. В тесноте, зато под крышей.
Наравне с доступными для посещения срубами есть и закрытые экспозиции: кузница, овин, мельничная лавка и другие. Зайти внутрь нельзя, но можно полюбоваться через специальное окошко — тоже очень интересно. Да и в целом смотреть на памятники деревянного зодчества крайне приятно: чего только стоят резные наличники!
НОВГОРОДСКИЙ КРЕМЛЬ
Из Витославлиц — прямиком в центр Великого Новгорода, где несколько сотен лет стоит Новгородский кремль. Вокруг него — заросший зеленеющей травой ров, в древние времена защищавший гарнизон от врага. В наш век воду из рва выкачали в санитарных целях, но вид все равно невероятный — при желании можно спуститься к подножию кремля и оценить весь масштаб этого грандиозного сооружения.
Детинец (так еще называют кремль) скрывает за толстыми стенами сразу два сокровища: Софийский собор и напротив него — памятник «Тысячелетие России». По приезде, кстати, было замечено, что в сторону святого места смотрит не кто иной, как первый русский император Петр I. Было ли в том намерение скульптора? Хотелось бы верить!
Монумент, безусловно, великолепный: 129 фигур, отражающих историю Россию от ранних времен до ее тысячного дня рождения, — разглядывать можно не один час. Но приходить лучше в компании экскурсовода: простой зритель узнает барельефы многих, но все-таки не всех.
Не менее прекрасен Софийский собор, выстроенный по образцу Софии в Константинополе (нынешний Стамбул). Внутри он до самого потолка испещрен фресками и иконами — мастерство новгородской иконописи, равных которой в мире не найти. Невозможно представить, сколько исторических коллизий пережила эта роспись: собор, как и весь Новгород, устоял перед натиском варваров древних эпох, но сильно пострадал в прошлом веке — в годы Великой Отечественной войны новгородская София лишилась креста на центральном куполе, и возвращен он был лишь в начале нулевых годов.
Новгородский кремль и сам красив, и окружает его красота. В лучах майского солнца сверкают воды Волхова; светлые и спокойные, они непривычны для взора, привыкшего к бурному плеску темных невских волн. Смотришь на них и думаешь — этот край нужно увидеть хотя бы раз, ведь он хранит саму сущность Руси — той самой, откуда проистекаем все мы.
И может быть, слишком чувствительным было восприятие, но новгородская земля оставила после себя мысль верную: Господин Великий Новгород — это место, где по-настоящему осознаешь значение слова «вечность».
Подготовила Эльмира Таова