— В 1971 году было создано Городское профессионально -техническое училище № 37 при заводе «Ладога». В дальнейшем училище неоднократно преобразовывалось: было областным лицеем радиоэлектроники, высшим профессиональным училищем № 37, профессиональным лицеем №37, Кировским политехническим колледжем. Наконец, в 2003 году мы стали колледжем. В этом статусе проработали до 2012 года — в том году мы объединились с ПТУ № 23. На объединённой базе было создано и осуществляет образовательную деятельность по сей день учреждение профессионального обучения «Кировский политехнический техникум»…
— Давайте уточним, Олег Леонидович. При объединении с ПТУ №23, что техникум взял, что называется, себе?
— Основное — сварочное производство. Скажу, что основными причинами преобразований была постоянная необходимость «идти в ногу» с изменениями в экономике и промышленности Ленобласти и в стране в целом.
Впрочем, все ПТУ в то время создавались для решения этих задач.
Сегодня ситуация изменилась: у нас нет базового предприятия, и мы готовим специалистов по тем профессиям, которые востребованы на рынке труда. Да и как такового понятия «базовое предприятие» нет, а есть пул наших партнёров, у которых проходят практику наши студенты и которые нам помогают в процессе обучения студентов: либо это материально -техническая база, либо они предоставляют какие-то материалы для обучения — нередко покупать их из-за дороговизны не получается.
Очень важной для нас является т.н. обратная реакция на студента: предприятие может дать оценку тому, как мы учим студентов, так ли их готовим… Без участия предприятия подготовить хорошего специалиста для производства невозможно. Например, представители Невского судостроительно -судоремонтного завода ежегодно принимают участие в итоговой государственной аттестации студентов. В этом году к этой работе подключились сотрудники «ОДК-Климов» концерна «Ростех». Невский судостроительно -судоремонтный завод и ООО «Алмазный проект» поставляют нам на безвозмездной основе материалы для проведения занятий производственного обучения. Наши хорошие партнёры — Кингисеппский машиностроительный завод (площадка в п. Назия), ПАО «Завод «Ладога», ООО «Озёрная верфь», ОАО «Судостроительный завод «Пелла», компания «ЦентрПласт», компания «Рэмос-Альфа», компания «Крафт Хайнз», ООО «Алеут». ООО «СГЭМ», ООО «Бригантина», администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей, ЗАО «Птицефабрика «Синявинская», АО «НИИЭФА им. Д.В. Ефремова концерна «Росатом» и другие. Мы очень благодарны всем нашим партнёрам за их активное участие в процессе подготовки специалистов!
— Сколько сегодня в техникуме образовательных программ?
— 11 основных профессиональных образовательных программ — 9 на очном отделении и 2 — на заочном. Три программы — это подготовка специалистов по рабочим профессиям: сварщик ручной и механизированной сварки, оператор станков с программным управлением, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Мы также готовим специалистов по профессиям «Сетевое и системное администрирование», «Мехатроника и мобильная робототехника», «Экономика и бухгалтерский учёт», «Электрические станции, сети и системы», «Аддитивные технологии», «Право о организация социального обеспечения» и по другим. Замечу, что такие профессии, как «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», «Сетевое и системное администрирование», «Мехатроника и мобильная робототехника», «Оператор станков с ЧПУ» входят в ТОП-50 профессий в России.
На заочном отделении реализуются две программы — «Экономика и бухгалтерский учёт» и «Право и организация социального обеспечения».
Также техникум активно проводит курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки для взрослых и обучение на курсах подготовки водителей категории «В» и «С».
— Каково общее число студентов техникума?
— На очном отделении 762, на заочном 46. Ежегодно мы выпускаем от 150 до 200 человек, в этом году выпускается 201 человек. Приём студентов зависит от государственного задания, которое утверждается Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области. В этом году мы планируем приём 200 человек на бюджетные места и 50-60 человек — на коммерческой основе, на заочное отделение приём от 30 до 50 человек. Обучение на заочном отделении производится только на коммерческой основе.
— Какие специальности пользуются наибольшим спросом?
— Вообще-то, все наши основные образовательные программы востребованы. Наибольшим спросом пользуются специальности «Право и организация социального обеспечения», «Сетевое и системное администрирование», на «Аддитивные технологии» идут те, кто хочет получить квалификацию «Оператор станков с ЧПУ» — мы выпускаем специалистов по работе на токарных и фрезерных станках…
— Выпускники уже точно знают, где будут работать?
— Не всегда. Сегодня у нас сформирована большая группа предприятий как Кировского и близлежащих районов, так и Петербурга, которые берут на практику наших студентов, присматриваются к ним и тех, кто их устраивает, в дальнейшем готовы принять на работу. Замечу, что мы стараемся так организовать практику студентов, чтобы их труд был оплаченным.
— Приём в техникум по результатам ОГЭ после 9-го класса школы или есть ещё какие-то подробности?
— Согласно закону приём на обучение в техникум осуществляется без вступительных экзаменов на основании аттестата. Но поскольку число бюджетных мест ограничено, а количество желающих поступить на обучение превышает его, проводится конкурс аттестатов. Рассчитывается средний балл аттестата, и абитуриенты, набравшие наибольший балл, принимаются на обучение на бюджетной основе. В бюджетной группе 25 мест. При равенстве баллов могут учитываться личные достижения абитуриентов, к примеру, победы и призовые места в конкурсах профессионального мастерства, победы на различных предметных олимпиадах во время учёбы в школе, призовые места по предметам, которые являются профильными в той или иной специальности. Ну, а те, кто не прошёл по конкурсу аттестатов, могут поступить на обучение на коммерческой основе — они включаются в группы бюджетников или формируется отдельная группа из учащихся на коммерческой основе.
— Кого среди студентов больше — мальчиков или девочек?
— Вопрос для нас актуальный. Дело в том, что технические профессии и специальности ориентированы больше на мальчиков, но есть таковые и для девочек: «Экономика и бухучёт», «Право и организация социального обеспечения». Есть, конечно, девочки, которые учатся в группах «Мехатроника и мобильная робототехника», «Оператор станков с ЧПУ»…Но всё же соотношение примерно 70 на 30 в пользу мальчиков.
— Олег Леонидович, техникум как-то отслеживает дальнейшую судьбу выпускников?
— Задача «не бросать своих выпускников» стоит и на государственном, и на региональном уровнях. В техникуме создан «Центр содействия занятости», который заключил соглашение с Центром занятости населения Кировского района, и мы помогаем трудоустроиться не только тем, кто закончил техникум только что, но и тем, кто вернулся из армии, не нашёл работу и обратился к нам.
Конечно, стараемся устроить выпускника согласно полученной им специальности, но может быть предложена работа и немного другого профиля.
— Из каких мест ваши студенты?
— В первую очередь — весь Кировский район, есть студенты из посёлка им. Морозова и из других районов Ленинградской области, из ближнего зарубежья, с кем у Российской Федерации есть соглашения.
— Сколько в техникуме штатных преподавателей и мастеров?
— 46. Кроме того, с 2019 года в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» на базе техникума в форме структурного подразделения работает детский технопарк «Кванториум», в нём занимаются дети и подростки с 6 до 18 лет. Технопарк оснащён современным инновационным оборудованием и программным обеспечением. В «Кванториуме» функционируют «Хайтек цех» и пять квантумов (различных направлений): «IT-квантум», «Энерджиквантум», «Аэроквантум», «Промробоквантум», «VR/AR квантум». «Хайтек» — это высокотехнологичная лаборатория прототипирования, оснащённая 3D- принтерами, станками с ЧПУ и другим современным оборудованием.
Каждый кварторианец, помимо основных направлений, проходит обучение по дополнительным общеразвивающим программам — технический английский язык, квантошахматы, математика… В «Кванториуме» ещё 16 педагогов.
Новым направлением в деятельности техникума является включение в реализацию в Ленобласти национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». На базе техникума с 2020 года успешно работает учебно -производственная площадка «Фабрика процессов», где обучают персонал предприятий и организаций основам бережливого производства. С этого учебного года нам удалось включить занятия в «Фабрике процессов» в учебный процесс. Два сотрудника техникума прошли обучение и стали сертифицированными тренерами «Фабрики процессов». Наши студенты после прохождения тренинга на «Фабрике» получают сертификат, который полезен при устройстве на работу после окончания техникума.
— В программе обучения студентов появились новые профессии и специальности, которые откликаются на новые требования времени?
— У нас есть новая программа «Аддитивные технологии», в её рамках мы готовим операторов станков с ЧПУ, программа предполагает более широкий круг специалитета — будем готовить специалистов, которые смогут работать на станках 3D-принтирования, это станки по печати металлом, пластиком… Будем изучать потребности рынка.
— Устраивает Вас как директора техническая база техникума?
— Нам, наверное, повезло: в 2016 году наш техникум попал в программу реновации (2016 -2019 гг.). За счёт средств правительства области и при поддержке губернатора А.Ю. Дрозденко у нас была полностью обновлена материально -техническая база. Проведён ремонт учебных помещений, было закуплено современное сварочное оборудование, мехатронное оборудование, приобретены два токарных и один фрезерный обрабатывающие центры с ЧПУ. В прошлом году мы приобрели грузовой автомобиль — все, кто обучается специальности «Мастер по обслуживанию и ремонту автомобилей» имеют возможность получить права категории «В» и «С». Приобрели мы также и новый трактор с навесным оборудованием. Планируем организовать курсы подготовки «Управление самоходными машинами» для получения удостоверений тракториста -машиниста.
— Олег Леонидович, известно, что ваш техникум напрямую связан с проведением региональных чемпионатов «Молодые профессионалы»…
— Да, с декабря 2012 года техникум — активный участник движения WorldSkills, принимал участие во всех национальных чемпионатах. С 2017 года является площадкой для проведения региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia Ленинградской области. Студенты техникума неоднократно становились победителями и призёрами этих чемпионатов, а также корпоративных чемпионатов профмастерства, проводимых, например, госкорпорациями «Роскосмос», «Росатом».
Союз WorldSkills по результатам 2017 и 2018 годов вносил наш техникум в ТОП-100 лучших образовательных организаций России движения «Молодые профессионалы». Участие в движении уже по 9-ти компетенциям позволяет сохранять конкурентоспособность на рынке труда. Замечу, что победители регионального чемпионата получают повышенную именную стипендию. А вообще, все успевающие студенты получают ежемесячную стипендию. Она, конечно, небольшая — «хорошисты» 600 рублей, отличники 900 рублей, но это хоть какие-то карманные деньги.
— Мы с Вами всё об учёбе да об учёбе… А со спортом студенты дружат?
— У нас развиты в основном игровые виды спорта — волейбол, баскетбол, футбол…Команды побеждают на уровне района, на региональных соревнованиях. Так что студентам в свободное время есть чем заняться — и художественной самодеятельностью, и спортом в отремонтированных актовом и спортивном залах.
РЕНАТА ВЛАДИМИРОВНА ПИСКУНОВА, заместитель директора техникума по учебно-воспитательной работе
— Ребята сейчас находятся в переходном возрасте…Много хлопот доставляют?
— Достаточно! Но они все решаемые. У студентов очень большой потенциал и в учёбе, и в общественной работе. Пытаемся вовлечь всех, особенно тех, кто этого реально хочет. В школе они были скованы, в техникуме уже раскрепощаются… Думаю, это поможет им в дальнейшей жизни.
— С какой основной проблемой Вы сталкиваетесь при общении со студентами?
— Заинтересованность и мотивация при освоении будущей профессии. Дело в том, что некоторые студенты не до конца понимают, что за профессию они выбрали. Наша задача — разъяснить, на кого они учатся… Со временем, когда мотивация у студента появляется, он стремится участвовать в движении WorldSkills и других профессиональных конкурсах, чтобы проявить себя и показать, что он действительно хочет стать профессионалом… Для нас, преподавателей, это очень важно!
— В техникуме есть психолог?
— Есть. Не скажу, что с ребятами приходится часто встречаться, но профилактические беседы проходят.
— Рената Владимировна, идёт спецоперация на Украине… Студенты интересуются происходящим?
— В начале спецоперации они были растеряны, не понимали, почему она происходит. Мы провели большую работу — и просветительскую, и разъяснительную, чтобы ребята поняли: спецоперация была действительно вынужденной мерой со стороны Российской Федерации… В настоящее время студенты поддерживают решение о проведении спецоперации, но очень рассчитывают на её скорое мирное завершение.
ЕВГЕНИЙ СИРИК:
— Учусь в группе по специальности «Мехатроника и мобильная робототехника», дополнительно проходил обучение работе на станках с ЧПУ, участвовал в соревнованиях «WorldSkills», занимал 3-е место в чемпионате России, когда был юниором, а когда был в основной группе, то призового места не занял, но получил медальон за профессионализм.
Учёба нравится, стипендию получаю регулярно. Сам я из Шлиссельбурга.
После окончания техникума, скорее всего, буду работать, а уже потом можно будет подумать о дальнейшей учёбе. Работать планирую в нашем районе или, может быть, где-то в области.
Родители довольны моим выбором специальности и тем, что учусь в нашем техникуме, который мне очень нравится.
ДАРЬЯ ИВАНОВА:
— Я студентка второго курса, учусь по специальности «Мехатроника и мобильная робототехника». Учиться очень нравится, рада, что выбрала наш техникум. Учусь на бюджетном отделении, стипендию получаю постоянно.
Живу я в Кировске.
У нас очень хорошие преподаватели, кроме занятий, мы можем с преподавателями общаться на внеучебных мероприятиях.
После окончания техникума, а мне ещё 2 года учиться, пока не планирую никуда поступать — пойду работать на птицефабрику «Северная».
Родители довольны, что я выбрала такую профессию и учусь в нашем техникуме.
ЛЕОНИД ГЕРАСИМОВ:
— Учусь по специальности «Аддитивные технологии» — это новое направление в нашем техникуме. Я участник соревнований «WorldSkills Russia», выступал на региональных соревнованиях в компетенции «Информационные кабельные сети», занимал второе место на чемпионате России по своей будущей специальности, которая мне по душе.
Работать планирую по специальности в Кировске, сам я тоже из Кировска.
Мне 18 лет, но у меня отсрочка от службы в армии до окончания техникума — два года, потом пойду работать.
Родители довольны моим выбором будущей специальности и учебного заведения и всячески поддерживают меня. Учусь хорошо, так что стипендию получаю регулярно. Ещё ни разу не пожалел, что после окончания 9 классов поступил в наш техникум.
Беседовал Георгий ГРАДОВ