Участковый информирует
Мошенники специально оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки. Они могут неоднократно звонить жертве, в том числе используя технологию подмены телефонных номеров, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на поддельные сайты как финансовых организаций, так и любых других компаний и маркетплейсов.
Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события. Такое психологическое воздействие представляет собой методы социальной инженерии.
Рассмотрим основные способы дистанционных хищений денежных средств, при которых мошенники вводят граждан в заблуждение посредством телефонных звонков.
Звонок сотрудника банка.
Неизвестный представляется сотрудником службы безопасности какого-либо банка и сообщает, что с вашего банковского счета происходят операции по несанкционированному списанию денежных средств, и в целях безопасности предлагает перевести сбережения на «резервный» или «безопасный» счет. Могут сообщить об оформлении на вас кредита. При этом сообщают, что надо пройти в приложении онлайн-банка по определенной ссылке для его аннулирования.
Звонок сотрудника правоохранительных органов
Мошенник представляется сотрудником полиции - следователем, участковым и т.д. и сообщает, что проводится спецоперация по поимке мошенников и для этого необходимо перевести деньги на «специальный» счет. При этом требует не звонить в банк, так как сотрудники банка заодно с мошенниками.
Сообщение о том, что родственник попал в беду
Неизвестный звонит и сообщает, что ваш родственник, близкий человек или знакомый попал в беду - например, сбил человека машиной или обвиняется в совершении преступления – задержан сотрудниками полиции, и что для освобождения необходимо перевести на счет денежные средства для примирения с пострадавшим либо в качестве взятки сотрудникам полиции. Возможны варианты, при которых в разговоре может принять участие якобы сотрудник полиции, который будет подтверждать сказанное.
Важно знать – это звонят мошенники. При этом на телефоне может определится реальный номер вашего банка или правоохранительных органов. Зачастую – Московского региона (499, 495 и т.д.). При помощи специальных устройств мошенники меняют реальные номера на подменные.
Сотрудники банка никогда не звонят своим клиентам, тем более, никогда не требуют переводить с личного счета деньги.
Представитель правоохранительных органов могут звонить только для вызова в помещения правоохранительных органов с целью получения объяснений, истребования документов по находящимся в производстве уголовным делам и материалам проверок.
Если вам поступил подозрительный звонок необходимо незамедлительно прервать разговор. Ни в коем случае не сообщайте свои персональные данные (ФИО, в каких банках у вас или ваших близких открыты счета), реквизиты счетов, пин-коды, коды из сообщений. Ни при каких условиях не выполняйте инструкции звонившего. Перезвоните родственнику, от лица которого поступил звонок. Перепроверьте информацию (будьте уверены, она не подтвердится).
Помните, мошенники – отличные психологи, они прекрасно юридически и технически подготовлены, всегда очень убедительны, дружелюбны и с первых секунд разговора с легкостью могут в него увлечь. Не давайте мошенникам такой возможности – не вступайте с ними в разговор.