Размер шрифта:
Увеличить  Уменьшить
Цвет сайта:
Чёрный
Изображения:
Выключить
Звук:
Включить
Настройки:
Сбросить

А годы летят…

    Интервью с жителем Отрадного Гением Васильевичем Анисимовым, отметившим в августе 90-летний юбилей.

    Красивый юбилей - 90 лет - отмечает в августе житель нашего города Гений Васильевич Анисимов, человек, которого в Отрадном знают и уважают многие. Гений Васильевич долгие годы стоял у руля Ленречпорта –одного из градообразующих предприятий города. Гений Васильевич, занимаясь развитием Отрадного, заслужил доверие, как хороший организатор. Его заслуги оценены и на ведомственном, и на государственном уровне: Гений Васильевич награжден медалями «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия В.И. Ленина, «Ветеран труда», в честь 300-летия Российского Флота, нагрудным знаком «Отличник соревнования речного флота», нагрудным знаком Госкомстата России за активную работу по переписи населения России. Известен он и своей депутатской работой в составе Кировского районного Совета депутатов трудящихся, и общественной деятельностью.

    В преддверии праздничной даты мы встретились с ним.

    - Гений Васильевич, откуда Вы родом? Где истоки Вашего жизненного пути?

    - Я родился в селе Починки Горьковской (ныне Нижегородской – прим. авт.) области. Там я взрослел, там вырабатывался мой характер. Время было тяжелое. Отец ушел на фронт, и сразу погиб. Мама все время работала. Можно сказать, что воспитала меня школа, учеба, книги. Жили мы с маминой сестрой, и с ее пятью детьми – моими двоюродными братьями и сестрами.

    - Вы обмолвились о книгах.

    - Да, я помню, как ходил в библиотеку. Библиотекарь меня любила, я такой маленький один ходил, и читал много. Она мне всегда что-то рекомендовала. Я уходил на сеновал и читал запоем, можно сказать. Свободного времени, правда, почти не было. Летом работали от школы в совхозе. В подсобном хозяйстве работал. Ко мне «прикрепили» лошадь, я за ней ухаживал. Умел хомут надеть, запрячь. Прицепляли к лошади косилку, и я ходил за этой косилкой. Я с детства имел представление о сельском труде. Работал тогда за еду. В подсобном хозяйстве кормили хорошо, а это значительно облегчало жизнь всей семье. В подсобном хозяйстве я был один школьного возраста, 13-14 лет.

    – Вы закончили речное училище. Туда пошли после школы осознанно?

    – Из нашего поселка было сложно добираться в Горький (ныне – Нижний Новгород – прим. авт.), билетов было не достать, да и дорого. Мы ездили на сцепках товарных железнодорожных составов. Мне помнится такой момент: ночь, едешь, засыпаешь, ноги начинают уставать и соскальзывать. Я ремешком привязался, чтоб не упасть. Приехали мы с приятелями поступать в институт. Друзья – кто в водный, кто куда. Я поступил в индустриальный. Проучился один семестр. А потом не выдержал. Единственные ботинки сносились, подошва оторвалась, ходить не в чем. Встретился с товарищем, и он мне говорит: «Давай в речное училище. Там форму дают и кормят. Примут сразу на второй курс». И я пошел. Был я там сыт, одет, обучен. В Починки приезжал уже в красивой речной форме. Вот и получилось, что пошел в училище вынужденно, а определился на всю жизнь. Я получил профессию механизатора.

    На распределение в Ленинград, в Северо-Западное речное пароходство, был конкурс. Выбрали лучших четырех выпускников 1950-го года. Я оказался в их числе. Нам очень хотелось попасть сюда. Кого-то направили в Псков, кого-то в Новгород, а я остался в Ленинграде. Сначала нас привезли в общежитие, на Мойку. В комнате 20 человек. Я приходил туда только ночевать, слонялся в свободное время по Ленинграду. Полюбил его сразу.

    На довольствие меня прикрепили в Петрокрепость. Начальник пароходства определили в группу разработчиков. Нужно было сделать механизированную погрузку угля. В то время уголь на пароходы возили тачками. Специальность у меня была инженер-механизатор, вот я и механизировал этот участок, потом строил и осваивал эту установку, уже на месте. Та установка многим облегчила жизнь. Раньше вся команда с судна – около 10 человек – выходила на погрузку, адский труд. Потом вот появилась эта установка, а потом и вовсе перевели на дизтопливо, и моя установка отжила свое.

    – Времени на семью хватало?

    – В 1952 году родился сын Александр, там же, в Петрокрепости родилась дочь Галина. Период был трудный. Зарплата маленькая, я подрабатывал – грузил металлолом. С тех денег делали покупки, велосипед купили. Работать приходилось много, время послевоенное, сложное.

    - В 1962 году Вас перевели на должность начальника Ивановской пристани Ленречпорта, вы переехали в Отрадное. Повышение в должности стало возможным благодаря каким-то заслугам?

    - Заслуг никаких не было. Оценили, как я работаю, и назначили. Когда мне дали должность начальника пристани, я потерял ощущение своей специальности, квалификации, как инженера-механизатора. Стал заниматься хозяйственной деятельностью, интересами порта и строящегося города. В мои обязанности входило курирование жилищного фонда, детских садов, коммунальной сферы, благоустройства. Как раз я заочно закончил Ленинградский государственный университет имени Жданова(ныне СПбГУ – прим. авт.) по специальности «экономист». Полученные знания пригодились на практике. Город Отрадное тогда активно строился, избавлялся от руин Великой Отечественной войны. На месте, где сейчас стоят дома по улице Вокзальная, было болото, елки и кустарник, канавы, камыши. Вся Вокзальная была застроена так называемым хозспособом, на энтузиазме. Я, как начальник Ивановской пристани, руководил строительством жилого фонда. Приходилось искать материалы, технику, обращаться за помощью к другим предприятиям. Организовать этот процесс было в моих обязанностях. Построили первый дом, мне дали там квартиру, в которой живу по сей день.

    – Потом Вас выбрали на должность председателя профсоюзного портового комитета.

    – Порт был большой, 1500 человек. Мне эта работа не особо нравилась, я привык решать хозяйственные вопросы, но нужно было ее делать. Много людей работали рядом, и каждый день приходилось решать насущные проблемы. Потом меня назначили замначальника порта по кадрам, на этой должности я работал до выхода на пенсию. Кадровая работа – объемная. Были и собрания, и начинания, политическая жизнь порта. Приходилось заниматься с каждым – то аванс выписать, то работа не устраивает, то муж запил. Даже недругов себе нажил. Я с загулявшим мужем начинаю беседу вести, что ты мол, делаешь, и вижу, что он на меня как на врага смотрит, и жалобы еще потом писать начинает. Работа кадровая – всесторонняя. Всякие мелочи, но именно они отзывались в людях добром. Бывало, с самого утра ко мне шли на прием, даже не отлучиться было. Порт –организм, сложный. И люди работали самые разные. Мне приходилось находить общий язык со всеми. Прежде всего, человеком нужно быть, внимательно относится к каждому, минуя личные эмоции.

    – В 1988 году Вы ушли на заслуженный отдых, появилось много свободного времени, чем Вы его заполнили?

    – В первую очередь – дача. Сам строил, все устраивал там. Сегодня мы собираемся на этой даче вместе, готовим шашлык, разговариваем.

    Во-вторых, общественная работа. Я стал председателем участковой избирательной комиссии. В 2002 году – председателем комиссии по переписи населения. Работа была объемной, подготовленных кадров не было, люди работали без опыта, неточности приходилось устранять вручную, чтобы результаты переписи были достоверными. Был я и председателем домового комитета, гаражного кооператива. В общем, работы хватало и на пенсии.

    У меня внучки, два правнука. Сегодня жизнь наполнена ими, их интересами. Они приезжают на выходные. Молодежь пошла по моим стопам. Дочь работает в Северо-Западном речном пароходстве, муж у нее тоже в речфлоте, внучка там же, ее муж занимается перевозками грузов по рекам. И невестка трудилась в этой сфере. Такая получилась династия. Собираясь, мы ведем разговоры и на профессиональные темы тоже. А сын закончил Ленинградский институт имени Плеханова, работал на заводе турбинных лопаток, был горд своей специальностью. Я тогда оценил это все, его достижения. Но… сын безвременно скончался.

    Нет рядом уже и моей супруги. Валентина Константиновна была учителем от бога, ее многие знают и помнят. Мы прожили вместе 58 лет. Каждое лето путешествовали. Садились в автомобиль, брали палатку, картошку – и вперед! Первый мой автомобиль – «Запорожец», потом были «Жигули». Ездили на юг, на море, в Прибалтику.

    - Гений Васильевич, Вы и сейчас, несмотря на возраст, водите автомобиль.

    – Да, у меня «четверка». Машина дает мне ощущение свободы. Я передвигаюсь, когда и куда хочу. Без автомобиля я – только с палочкой, а за рулем чувствую полную легкость.

    – Гений Васильевич, спасибо за интересный и насыщенный разговор. Всего Вам самого хорошего: здоровья, бодрости духа, теплых встреч!

    Беседовала Екатерина Юсубова

    Фото автора

    О нас

    Фотогалерея

    showshowshowshowshowshowshowshowshowshowshowshow